СТАНОВЛЕНИЕ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ КАК ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. В
Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве
приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования
призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства, уважающих права и
свободу
личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании»
говорится, что одним из принципов государственной политики в области
образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам
человека, любви к Родине, семье.К сожалению, события последнего времени в
политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность всѐ более
заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического
сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности
подрастающего
поколения возрастает многократно. Опыт педагогической деятельности показывает,
что в сложных условиях пореформенного периода довольно сложно воспитывать у
подростков
моральные
качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые успешнее
развиваются на более благоприятной почве. Причины ясны и понятны: трудности, с
которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого человека, в том
числе и школьника
В
толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот –
любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб .
Авторы
словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако
до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним –
словосочетание «сын отечества». «Патриот – говорится в другом словаре, -
человек, любящий своѐ отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и
совершающий подвиги во имя своей родины». Более чѐтко дано моральное содержание
этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), -
говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за
его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» .Патриотизм –
качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие
критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями
служить его интересам. Патриотизм – это чувство нравственное и природа его, как
и
любого
чувства, иррациональна. Прививая это чувство молодому поколению, мы даѐм ему
возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего
края, рода, семьи. Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается
интерес к истории, прошлому. Патриотизм -сокровенное чувство, находящееся
глубоко в душе человека. О патриотизме
судят
не по словам, а по делам человека. Таким образом, настоящим (идеальным)
патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое
и нравственное здоровье, хорошо
воспитанного,
образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих
предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,
содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и
постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего
во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или
организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение
сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения
патриотических
задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию
своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных
соотечественников.
Если патриотизм
выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и
настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или
иному народу, его политической активностью.
Гражданственность
– одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность
«подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской
спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей.
Патриот
чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.
Согласно этому гражданственность можно определить как качество
нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является
патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие
духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность
мыслей.
«Содержание
понятия «гражданин» (социальное, юридическое, политическое, нравственное)
существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В научной
литературе эта идея рассматривается в трѐх аспектах. Первый разрабатывается в
юридических исследованиях,
регламентирующих
роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся:
«подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни
общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами»,
«знание прав и свобод» и
т.д….
В
философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс
нравственных качеств. Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) –
лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности,
своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские
права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять
их.
Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную
самостоятельность, имеющее право как быть партнѐром государства и общества, так
и находиться к ним в определѐнной оппозиции.
Гражданин
– это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и
общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В
отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств
гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг .
Гражданская
ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность
действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую
действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных
ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных
правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих
поступков… Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так
как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга
перед обществом» .
Гражданский
долг - признание и принятие ответственности перед обществом, гражданином
которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей
личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и
действия, а общественное поведение человека в целом.
Определѐнность
толкования понятий «гражданственность» и «патриотизм» даѐт ориентир,
указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.Человека делает хорошим
гражданином то, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции,
и каков его вклад в благополучие
государства.
Хорошему гражданину свойственны патриотизм и конституционализм: любовь к
стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона.
Следовательно, хороший гражданин – это законопослушный,
патриотически-настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы
выполнять своѐ предназначение в обществе.Человек не станет хорошим гражданином
до тех пор, пока не поймѐт. Что это означает и зачем ему это нужно.
Гражданственность – это приоритетная
ценность,
обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть
человеческого совершенства.
Американский
политолог С. Шехтер рассматривает три роли, которые исполняет личность:
зритель, потребитель, гражданин. Зритель
– это пассивный наблюдатель мира. Он может быть хорошо
информирован, а
оттого враждебным, циничным и убеждѐнным, что невозможно влиять на ход событий. Потребитель рассматривает политическое общество
как рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг. Это
активный манипулятор, торгующий своим участием в жизни общества в обмен на
обещание увеличить его блага. Гражданин рассматривает общество как содружество,
в котором он сам проявляется как личность и активный деятель. Это сложное
чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется.
Смысл
образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных
людей, но и нравственных, ответственных добропорядочных граждан. Таким образом,
говоря сегодня о ментальных основах подготовки будущего специалиста, мы должны
осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или
деятеля, стремящегося к гармонии
чувств
и разума, т.е. гражданина-патриота.
В Федеральном
государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы
достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные
(ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди
личностных достижений выделяются социальные, что ещѐ раз подчѐркивает высокую
значимость
формирования
таких ценностей как гражданственность и патриотизм. Социальный
заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в
современных условиях. Портрет выпускника –гражданина России: Патриот. Уважающий
ценности иных культур.
Креативный,
мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный
принимать самостоятельные решения.
В
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный
воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». В этом же
документе рассматриваются ступени формирования гражданина:1-я ступень: Развитие
и воспитание гражданина России начинается в семье. Ценности семейной жизни,
усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для
человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в
обществе и составляют основу гражданского поведения человека .
2-я
ступень: Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм
культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города,
района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей,
природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным
содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля»,
«родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
3-я
ступень: Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина
России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со
стволом могучего дерева, корни которого
образуют
культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского
самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым
человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
«Ступень российской гражданской идентичности – говорится далее в «Концепции» –
это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина,
его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек,
осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа
Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и
солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития
гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими
национальными
культурами».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть
сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и
культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному
институту, через который проходят все граждане России, является индикатором
ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства». Мы
видим главную цель ОУ в объединении усилий семьи через постоянное творческое
взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнѐрские связи
с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и
организациями, через связь с
советом
ветеранов, шефскую помощь и совместные дела. Только при этом условии возможен
высокий результат деятельности образовательного учреждения. В условиях школы
гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с
историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа;
героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими
нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и
др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического
интернационального сознания школьников занимает содержание образования.
Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и
интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного
предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Следует
отметить, что особую роль играют предметы «Обществознание», «Историческое
краеведение», новый предмет в 4-5 классах
«Основы
религиозных культур и светской этики». Оптимальный результат достигается при
деятельностном подходе организации усвоения учебного материала.
Одно
из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой
расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и
гражданская позиция обучающихся. Традиционными являются предметные недели,
среди которых выделяется
неделя
истории, обществознания и права, в ходе которой дети участвуют в творческих
конкурсах, викторинах, интеллектуальных играх, состязаниях, проверяют знания
прав и обязанностей, получаемых на уроках и во внеклассной деятельности по
предметам. Обучающимися была создана "Книга памяти" в которой каждый
обучающийся смог оставить материалы о своих родственниках принявших участие в
Великой Отечественной войне. Во внеурочной деятельности по предмету широко
используются исследовательская и проектная деятельность, в ходе которой у детей
формируется «желание открывать, делать, побеждать». Уже два года подряд мои
обучающиеся принимали участие в районной научно практической конференции
"Шаг в будущее".Всѐ это позволяет понять и прочувствовать «труд души,
затраты ума и сердца, готовность, способность, желание и умение быть
значимым,
полезным, интересным для других, испытывая при этом высокое волнение от
собственных благодетельных поступков или светлых деяний других».
Существует
интеграция учебной и внеурочной деятельности по предмету с дополнительным
образованием в ОУ через тесную взаимосвязь с центрами внешкольной работы,
позволяющая предоставить возможность выбора дела по душе, развития и реализации
своих способностей каждому ребѐнку. Школьные экологи проводят операции «Экологический
субботник», «Цветущий сад»-каждый ребенок, который принес в школу ростки цветов
для клумбы с гордостью проходят рядом со
цветником где цветут всевозможные цветы принесенные и бережно выращиваемые
обучающимися.
Туристы
исследуют свой родной край и побывали практически на всех природных памятниках
Башкортостана. Спортсмены ставят свои первые личные и командные рекорды. Всѐ
это формирует у детей активную жизненную позицию и помогает гражданскому
становлению личности. С целью развития демократических начал в школе действует
система активного включения в процесс образования и управления им самих
учащихся через участие старшеклассников в работе Совета Старшеклассников,
имеющего положение, герб, гимн, Одной из главных традиций объединения является
организация, подготовка и проведение всех ключевых коллективных творческих дел,
большинство из которых имеют патриотическую направленность. День Знаний, День
пожилого человека. День Здоровья. День защитника Отечества. День Победы, День
памяти и скорби, День защиты детей. «Школьный Олимп» -праздник чествования
победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и их
наставников.
В День учителя ежегодно проводится День самоуправления.темы которого связаны с
родной школой и еѐ проблемами. Праздник Последнего звонка – это добрый и
содержательный творческий рассказ, летопись «След, оставленный тобою в школе» и
прогнозы будущего выпускников.
Школа
предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в изучение и
решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических проблем
семьи, школы, села, района, которые необходимо решать на основе морального
выбора. Значительным результатом
реализации
этого направления является успешное развитие школьного музея: Это позволяет
средствами музейной педагогики всех учащихся и гостей школы приобщить к
постижению
гражданских,
патриотических, духовно-нравственных ценностей. Экспозиция музея позволяет с
начальных классов знакомить ребят в действии постигать глубину и значение традиций
для обучающегося. У ребят возникает потребность познакомиться с историческими
местами Отечества. Увидеть их своими глазами позволяют ежегодные традиционные
туристические поездки старшеклассников и проживание в палатках в течение недели
в местах с уникальной природой и природными памятниками. Моделируя образ
выпускника школы, мы исходим из того, что он
представляет
собой динамичную систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется,
наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный
результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и
становлению которого должна максимально
способствовать
школа.Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая,
целенаправленная
и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию
у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
умение
жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для
решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою
Родину.
В
заключение, определяя основные педагогические условия формирования
гражданственности и патриотизма, следует отметить:- необходимо объединить
педагогические усилия семьи, школы,
органов
государственно-общественного управления;- следует продумать, как обеспечить
добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не
жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;- надо чаще обращаться к
образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам
гражданского воспитания, использовать в
работе
с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе,
наследии русских просветителей; - гражданственность созидательна, а значит,
формировать еѐ надо
через
деятельность; - нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга,
совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса,
формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами
взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.
Строить
здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским
мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная
личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая
свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать
свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Библиография
1. Даль В.И.
Толковый словарь русского языка [Текст]. – М.: Эксмо,
2010. – 688с.
2. Захаревич
М.А. и др. Воспитательная система гражданского
становления
[Текст] // Заместитель директора по воспитательной
работе. – 2009 -
№4 - С. 4-53.
3. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания
личности
гражданина России в сфере общего образования [Текст].
А. Я. Данилюк,
А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.
образования. ―
М.: Просвещении, 2011. ― 29 с. ― (Стандарты
второго
поколения).
4. Конституция
Р.Ф. [Текст] – М.,2005.
5. Никитин А.Ф.,
Соколов Я.В. Граждановедение [Текст]. – М., 1991.
6. Ожегов С.И. и
Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия
наук. Институт
русского языка им. В.В. Виноградова [Текст]. – 4-е
изд., дополненное.
– М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.
7. Политология.
Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова
Ю.И. [Текст],
М.,1993.
|