Понедельник, 20.01.2020, 03:06


ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ...
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Баннеры
погода
новости
[15.10.2013]
Выступление на секционном занятии учителей истории. Август 2013 (5)
[26.03.2015]
Вопросы к зачету по Истории России 10 класс (0)
[03.06.2014]
1 июня в Бураево прошел традиционный "Детский САБАНТУЙ 2014" (0)
[11.02.2016]
Темы эссе для обучающихся 11 классов сдающих ЕГЭ по обществознанию (0)
[20.09.2015]
Тематика проектных работ для 9 класса (0)
Поиск
Форма входа
Главная » 2013 » Октябрь » 15 » Выступление на секционном занятии учителей истории. Август 2013
21:41
Выступление на секционном занятии учителей истории. Август 2013


СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ КАК ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и

свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность всѐ более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности

подрастающего поколения возрастает многократно. Опыт педагогической деятельности показывает, что в сложных условиях пореформенного периода довольно сложно воспитывать у подростков

моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые успешнее развиваются на более благоприятной почве. Причины ясны и понятны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого человека, в том числе и школьника

В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб .

Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним – словосочетание «сын отечества». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий своѐ отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более чѐтко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» .Патриотизм – качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм – это чувство нравственное и природа его, как и

любого чувства, иррациональна. Прививая это чувство молодому поколению, мы даѐм ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Патриотизм -сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме

судят не по словам, а по делам человека. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо

воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения

патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей.

 Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.

«Содержание понятия «гражданин» (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В научной литературе эта идея рассматривается в трѐх аспектах. Первый разрабатывается в юридических исследованиях,

регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и

т.д….

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять

их. Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнѐром государства и общества, так и находиться к ним в определѐнной оппозиции.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг .

Гражданская ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков… Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом» .

Гражданский долг - признание и принятие ответственности перед обществом, гражданином которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и действия, а общественное поведение человека в целом.

Определѐнность толкования понятий «гражданственность» и «патриотизм» даѐт ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие

государства. Хорошему гражданину свойственны патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Следовательно, хороший гражданин – это законопослушный, патриотически-настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять своѐ предназначение в обществе.Человек не станет хорошим гражданином до тех пор, пока не поймѐт. Что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность – это приоритетная

ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства.

Американский политолог С. Шехтер рассматривает три роли, которые исполняет личность: зритель, потребитель, гражданин. Зритель – это пассивный наблюдатель мира. Он может быть хорошо

информирован, а оттого враждебным, циничным и убеждѐнным, что невозможно влиять на ход событий. Потребитель рассматривает политическое общество как рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг. Это активный манипулятор, торгующий своим участием в жизни общества в обмен на обещание увеличить его блага. Гражданин рассматривает общество как содружество, в котором он сам проявляется как личность и активный деятель. Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется.

Смысл образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных добропорядочных граждан. Таким образом, говоря сегодня о ментальных основах подготовки будущего специалиста, мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии

чувств и разума, т.е. гражданина-патриота.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещѐ раз подчѐркивает высокую значимость

формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм. Социальный заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. Портрет выпускника –гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур.

Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». В этом же документе рассматриваются ступени формирования гражданина:1-я ступень: Развитие и воспитание гражданина России начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека .

2-я ступень: Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

3-я ступень: Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого

образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. «Ступень российской гражданской идентичности – говорится далее в «Концепции» – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными

культурами». В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства». Мы видим главную цель ОУ в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнѐрские связи с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, через связь с

советом ветеранов, шефскую помощь и совместные дела. Только при этом условии возможен высокий результат деятельности образовательного учреждения. В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Следует отметить, что особую роль играют предметы «Обществознание», «Историческое краеведение», новый предмет в 4-5 классах

«Основы религиозных культур и светской этики». Оптимальный результат достигается при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала.

Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся. Традиционными являются предметные недели, среди которых выделяется

неделя истории, обществознания и права, в ходе которой дети участвуют в творческих конкурсах, викторинах, интеллектуальных играх, состязаниях, проверяют знания прав и обязанностей, получаемых на уроках и во внеклассной деятельности по предметам. Обучающимися была создана "Книга памяти" в которой каждый обучающийся смог оставить материалы о своих родственниках принявших участие в Великой Отечественной войне. Во внеурочной деятельности по предмету широко используются исследовательская и проектная деятельность, в ходе которой у детей формируется «желание открывать, делать, побеждать». Уже два года подряд мои обучающиеся принимали участие в районной научно практической конференции "Шаг в будущее".Всѐ это позволяет понять и прочувствовать «труд души, затраты ума и сердца, готовность, способность, желание и умение быть

значимым, полезным, интересным для других, испытывая при этом высокое волнение от собственных благодетельных поступков или светлых деяний других».

Существует интеграция учебной и внеурочной деятельности по предмету с дополнительным образованием в ОУ через тесную взаимосвязь с центрами внешкольной работы, позволяющая предоставить возможность выбора дела по душе, развития и реализации своих способностей каждому ребѐнку. Школьные экологи проводят операции «Экологический субботник», «Цветущий сад»-каждый ребенок, который принес в школу ростки цветов для клумбы  с гордостью проходят рядом со цветником где цветут всевозможные цветы принесенные и бережно выращиваемые обучающимися.

Туристы исследуют свой родной край и побывали практически на всех природных памятниках Башкортостана. Спортсмены ставят свои первые личные и командные рекорды. Всѐ это формирует у детей активную жизненную позицию и помогает гражданскому становлению личности. С целью развития демократических начал в школе действует система активного включения в процесс образования и управления им самих учащихся через участие старшеклассников в работе Совета Старшеклассников, имеющего положение, герб, гимн, Одной из главных традиций объединения является организация, подготовка и проведение всех ключевых коллективных творческих дел, большинство из которых имеют патриотическую направленность. День Знаний, День пожилого человека. День Здоровья. День защитника Отечества. День Победы, День памяти и скорби, День защиты детей. «Школьный Олимп» -праздник чествования победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и их

наставников. В День учителя ежегодно проводится День самоуправления.темы которого связаны с родной школой и еѐ проблемами. Праздник Последнего звонка – это добрый и содержательный творческий рассказ, летопись «След, оставленный тобою в школе» и прогнозы будущего выпускников.

Школа предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в изучение и решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических проблем семьи, школы, села, района, которые необходимо решать на основе морального выбора. Значительным результатом

реализации этого направления является успешное развитие школьного музея: Это позволяет средствами музейной педагогики всех учащихся и гостей школы приобщить к постижению

гражданских, патриотических, духовно-нравственных ценностей. Экспозиция музея позволяет с начальных классов знакомить ребят в действии постигать глубину и значение традиций для обучающегося. У ребят возникает потребность познакомиться с историческими местами Отечества. Увидеть их своими глазами позволяют ежегодные традиционные туристические поездки старшеклассников и проживание в палатках в течение недели в местах с уникальной природой и природными памятниками. Моделируя образ выпускника школы, мы исходим из того, что он

представляет собой динамичную систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально

способствовать школа.Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая,

целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений; умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою Родину.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы,

органов государственно-общественного управления;- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в

работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей; - гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо

через деятельность; - нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

 

Библиография

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст]. – М.: Эксмо,

2010. – 688с.

2. Захаревич М.А. и др. Воспитательная система гражданского

становления [Текст] // Заместитель директора по воспитательной

работе. – 2009 - №4 - С. 4-53.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России в сфере общего образования [Текст].

А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.

образования. ― М.: Просвещении, 2011. ― 29 с. ― (Стандарты

второго поколения).

4. Конституция Р.Ф. [Текст] – М.,2005.

5. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение [Текст]. – М., 1991.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:

80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия

наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова [Текст]. – 4-е

изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.

7. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова

Ю.И. [Текст], М.,1993.

Просмотров: 2036 | Добавил: K700 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Единый учебник по истории: ваше мнение
Всего ответов: 74
Сайты учителей
Банк Интернет-портфолио учителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2020