Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)
Письменность |
Литература |
Архитектура |
Живопись |
Декоративно – прикладное искусство чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом. Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент |
1.Узелковая письменность; 2.Узелково – иероглифическая письменность; 3.Пиктография; 4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий. (Глаголица и кириллица) Материал: 1.береста; 2.пергамент |
Жанры:
Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского монастыря, около 1113 года. Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба. Слово: -торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион; -нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание). Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину». Самый известный литературный памятник домонгольской Руси - «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.) |
Крестово-купольный стиль. Памятники:
Памятники Владимиро-Суздальской земли:
|
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде. Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты. Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем Миниатюра- красочная иллюстрация |
Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура
Литература |
Архитектура |
Живопись |
Церковь |
|
- влияние ига на темпы и ход развития. |
Жанры: Летописи; Исторические повести; Житие; Хождения. Произведения: «Повесть о разорении Рязани»; «Повесть о Щелкане» (о восстании в Твери в 1327г.); «Житие Александра Невского» (О Невской битве); «Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV |
Белый камень Красный кирпич 1367-1369гг. Иван III Д. Донской
(1475-1479гг), Аристотель Фиорованти;
Создатели: псковские мастера;
-начало строительства: 1487г.- Марко Фрязин, - окончание: 1491г. – Пьетро Антонио Солари;
Троицкий собор, основан Сергием Радонежским. |
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде. Иконы: Богоматерь.
(конец 14в.- первая треть 15в.), возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие. Иконы: «Спас», «Троица». Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.
предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета. Расписал Ферапонтов монастырь. |
Течения в церкви (к.14- нач.15в) Нестяжатели Иосифляне Нил Сорский Иосиф Волоцкий Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела. Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской. Стригольничество-первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства. |
Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура
Литература. Общественная мысль |
Церковь. |
Архитектура. |
Живопись |
Книгопечатание |
Дополнительные сведения |
Жанры:
1.«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до); 2.«Лицевой летописный свод».
1. «Казанское взятие»;.
1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи русских государей с византийскими императорами. 2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть. 3.А.Курбский: «История о великом князе Московском»; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными. 4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье. 5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью. |
Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество. Максим Грек выступал против обогащения церкви. Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство. Василий Патрикеев (Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной. |
Стиль: шатровый. Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества. Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной пирамидой. Наличие шатров, увенчанных маковкой, покраска под кирпич, побелка. Памятники:
в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.
(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.
Архитектор - Алевиз Новый, 1506-1508гг.
Ивана Великого Фёдор Конь – Белый город (3-я каменная линия укрепления) |
Изображение на иконах лиц царей, князей, исторические сюжеты |
1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец; «Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга. |
А.Чохов «Царь- пушка» (1586г.) |
Русская культура XVII века.
наука |
литература |
публицистика |
архитектура |
живопись |
театр |
|
География: 1.1643-1646г. В. Поярков: экспедиция на Амур; 2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой; 3.1649г.- Е. Хабаров: карта Приамурья; 4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова; Учебные пособия: 1.Азбука Бурцева; 2.Грамматика Магницкого; 3.Букварь Истомина Учебные заведения: 1687г. Славяно – греко- латинская академия |
1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим» Историческая повесть: 1. « Сказание Авраама Палицына» (о Смуте); 2. «Повесть об Азовском осадном сидении» ( победа над турками 1641г.) Сатира: 1. «Повесть о Ерше Ершовиче»; 2. «Повесть о Шемякином суде»; 3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь) Драматургия: основатель Симеон Полоцкий. 1. «О Навуходоносоре царе»; 2. «Притча о блудном сыне» |
1.Ю. Крижанич: « Думы политичны» (идея: социальный мир и смягчение угнетения); 2. С. Полоцкий: правления – установление равноправного суда монарха над всеми подданными) |
Стили: 1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль; 2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко: а) чёткость; б) симметричность; в) многоярусность; г) сочетание красного и белого кирпича. Архитекторы: Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков, Б.Огурцов Архитектурные памятники: 1.Кремлёвский Теремной дворец; 2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве; 3. Церковь Покрова в Филях (барокко); 4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов). XVII в. – «русское узорочье»- художественный приём, связанный с многообразием применяемых красок, форм, сюжетов, декоративность линий |
Симон Ушаков (стремился «выписать» детали, придать объём). Произведения: 1.«Троица»; 2.Спас Нерукотворный 3.картина «Насаждение древа государства» XVII век: появляются парсуны – портреты Наиболее известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского |
1672 г. – придворный театр |
обмирщение культуры |
Русская культура первой половины XVIII века
образование |
наука |
театр |
литература |
быт |
архитектура |
живопись |
1. «Арифметика» Магницкого; 2. «Грамматика» Смотрицкого; 3. «Букварь» Поликарпова; 4. «Первое учение отрокам» Прокоповича. 1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт. 1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться. Создание: 1.цифирные школы; 2.Навигацкая школа (1701г.), Я. Брюс; 3.Морская школа (1715г.); 4.Инженерная школа; 5.Медицинская школа(1707г.); 6.Артилерийская школа; 7.Указ о создании Академии наук и художеств(1724г.), первое научное заседание прошло в 1725г. |
1.Нартов создал токарно-копировальный станок; 2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада; 3. 1707г.- первый госпиталь; 1718г. – отечественные хирургические инструменты; 4.1724г.- подводная лодка (Никонов) 5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей. 6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию. 7.Камчатские экспедиции Беринга и Чирикова, подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой. |
1702г. – общедоступный театр, строительство «Комедиальной хламины» |
1.Тредиаковский- первая ода4.Кантемир (сатирик) «К уму своему» (защита петровских преобразований); 2.1703г.- газета «Ведомости»; 3.1714г.- библиотека; 4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона). Публицистка. Ф. Прокопович- «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской». Идея: право монарха на неограниченную власть. И.Посошков «Книга о скудости и богатстве» |
Ассамблея – бал, устраиваемый в домах знати. 1700-новое летоисчисление |
Барокко: -монументальность;-пышность; изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники: -Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов); -здание 12 коллегий ( проект Трезини, Земцова); -Кунсткамера: Земцов, Кьявери Маттарнови. -Адмиралтейство (началось строительство при Петре); -Зимний дворец, Смольный собор (Растрелли) |
Никитин «Пётр на смертном ложе»; Матвеев «Автопортрет с женой» |
Русская культура второй половины XVIII века
Наука. |
Изобретения. |
Литература. |
Образование. |
Живопись. Скульптура. |
Архитектура. |
Театр. |
||
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта. Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана. Татищев- «История Российская»; Щербатов « История Российская от древнейших времён»; |
1.Ползунов разработал проект универсального теплового двигателя, паровая машина. 2.Кулибин: -зеркальный прожектор; -семафорный телеграф; шлифовка оптических стёкол; -одноарочный неразводной мост; -дворцовый лифт; -суда, двигавшиеся против течения; -протезы для инвалидов. 3.Фролов- установка для откачки воды и подачи руды из шахты. |
-Классицизм, представитель- Сумароков («Дмитрий Самозванец»). -Реализм-Державин, Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир». -Сентиментализм – Карамзин «Бедная Лиза», Общественная мысль. -Новиков издавал журналы «Трутень» и «Живописец». -Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». |
1755г.- Московский Университет ( Ломоносов, Шувалов), 1757г. – академия художеств (по плану Шувалова) 1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой). 1786 г.- издание Устава народных училищ. |
Жанры: 1.Портреты: -Рокотов; -Левицкий; -Боровиковский; -Аргунов; -Антропов. 2.Пейзажи (Щедрин) 3.Натюрморты (Теплов). Скульптура. -Шубин (бюсты Ломоносова, Екатерины II); -Козловский (памятник Суворову); -Фальконе «Медный всадник» Эрмитаж. |
Классицизм: логичность; симметричность; геометризм; чёткость линий; обращение к античной культуре. Памятники периода: -Дом Пашкова (Баженов); Московский университет, Сенат (Казаков); |
Волков- основатель театра Жемчугова – крепостная актриса; крепостной театр Шереметевых. |
||
Русская культура первой половины XIX века
Наука и образование. |
Литература. |
Архитектура. |
Живопись, скульптура. |
Театр |
Музыка. |
1811г.- Царскосельский лицей; география: -1803-1806гг. Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества; -1819-1821гг. Беллинсгаузен, Лазарев- открыта Антарктида; -1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан; -1848-1849 Невельской- доказал, что Сахалин-остров. Зинин- синтез анилина; -Якоби – электромотор, гальванопластика; -Шиллинг – электромагнитный телеграф; Черепановы – первая ж/д и паровоз; Металлография- Аносов, Неевклидова геометрия- Лобачевский; Струве – Пулковская обсерватория |
-романтизм- Жуковский («Людмила»); -реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Журналы: -«Отечественные записки»: Некрасов Салтыков-Щедрин, -«Современник»: Пушкин -«Северная пчела»: Булгарин. -«Полярная звезда»: Рылеев, Бестужев. |
Стили: -классицизм; -ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима; монументальность, обилие декоративных украшений и военной эмблематики. -эклектика – произвольное сочетание разных стилей. Памятники: Росси: Сенат, Дворцовая площадь, Михайловский дворец (ампир); Бове: Манеж, Большой театр (ампир); Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир); Захаров: Адмиралтейство (ампир); Жилярди: здание Опекунского совета (ампир); Тон: Большой Кремлёвский дворец, Храм Христа Спасителя (русско- византийский ); Монферран: Иссакиевский собор, Александровская колонна (эклектика). Тома де Тамона: Биржа |
-портреты: Тропинин: «Пушкин»; Кипренский: «Пушкин»; -исторический жанр: Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»; Иванов: «Явление Христа народу»; Бытовой жанр: Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»; Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа» Тропинин « Кружевница»; Скульптура: Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту; Мартос – памятник Минину и Пожарскому |
-1824г.- Малый театр; -1832г.- Александринский театр актёры: Щепкин, Мочалов, Каратыгин |
Глинка «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан и Людмила», «Патриотическая песня»; Даргомыжский- «Русалка»; Алябьев, Варламов, Гурилёв – романсы |
Русская культура второй половины XIX века
Наука. |
Живопись |
Скульптура. |
Архитектура. |
Музыка. |
Театр. |
География. Этнография. Миклухо-Маклай, Пржевальский, Семёнов – Тян-Шанский; Математика. Чебышев, Ковалевская; Физика. Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио), Столетов (фотоэффект); Химия.Менделеев – (периодическая система), Бутлеров (основы органической химии). Летательные аппараты. Жуковский, Можайский, Циолковский Биология. Медицина. Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию, Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин. История. Соловьёв С., Костомаров, Ключевский. |
«Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи. Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин. Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи. Шишкин: «Утро в сосновом бору», Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста» Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик», Левитан: «Март», «Золотая осень», Саврасов: «Грачи прилетели», Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны». Создание Третьяковской галереи.1898г.- «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. |
Шервуд: памятник-храм «Героям Плевны», Микешин, Опекушин «Тысячелетие России» Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак», «Нестор – летописец», «Ярослав Мудрый». |
Псевдорусский стиль: Шервуд, Семёнов: Исторический музей, Чичагов: Городская дума |
1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн) 1866г.- Московская консерватория (Рубинштейн), «Могучая кучка»: Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев Римский – Корсаков, Стасов (критик) Бородин: «Князь Игорь», Мусоргский: «Борис Годунов», «Хованщина»; Римский – Корсаков: «Шахерезада», «Снегурочка» Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». |
Режиссёры: Станиславский, Немирович -Данченко Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже. С. Мамонтов- меценат, предприниматель. |