Пятница, 19.04.2024, 20:12


ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ...
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Баннеры
погода
новости
[26.03.2015]
Вопросы к зачету по Истории России 10 класс (0)
[15.10.2013]
Выступление на секционном занятии учителей истории. Август 2013 (5)
[11.02.2016]
Темы эссе для обучающихся 11 классов сдающих ЕГЭ по обществознанию (0)
[03.06.2014]
1 июня в Бураево прошел традиционный "Детский САБАНТУЙ 2014" (0)
[20.09.2015]
Тематика проектных работ для 9 класса (0)
Поиск
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [13]
Главная » Статьи » Мои статьи

Экзаменационные материалы для обучающихся 8 классов

Экзаменационные билеты по обществознанию

8 класс

 

Билет 1

  1. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение
  2. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Билет 2

  1. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
  2. Потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей.

Билет 3

  1. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
  2. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.

Билет 4

  1. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры современной России.
  2. Модели экономических систем.  Функции экономической системы.

Билет 5

  1. Мораль. Основные нормы и ценности морали. Гуманизм. Моральный выбор. Свобода и ответственность.
  2. Собственность.  Формы собственности. Защита прав собственности.

Билет 6

  1. Добро и зло -  главные понятия этики. Патриотизм и гражданственность. Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
  2. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Билет 7

  1. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального  образования в Российской Федерации. Основные элементы системы образования в РФ.
  2. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Билет 8

  1. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
  2. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Билет 9

  1. Религия как одна из форм культуры.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
  2. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан.

Билет 10

  1. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человечества и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
  2. Экономика и её роль в жизни  общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов и экономический выбор. Альтернативная стоимость.

Билет 11

  1. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Социальны роли подростка.
  2. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

 

Билет 12

  1. Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
  2. Распределение. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Билет 13

  1. Безработица: причины, экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
  2. Этнические группы. Межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

3  вопрос к каждому билету 

Объясни высказывание

  1. «Я – гражданин мира» (Диоген Синопский)
  2. «Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель)
  3. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб» (И. Кант)
  4. «Деньги не пахнут» (Веспассиан)
  5. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» (Д. Джером)
  6. «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему» ( Гораций)
  7. «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н. Рубакин)
  8. «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо)
  9. «Религии отличаются друг от друга только декорациями» (С. Марешаль)
  10. «Молодость – это время для усвоения мудрости..»  (Ж.-Ж. Руссо)

Работа с текстом

1.Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет» сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы

1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.

3. Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

4 Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.

5 С давних времен известен принцип: «Чтение — вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на» этот вопрос.

6 Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

2.Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».

По материалам энциклопедии для школьников

1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.

4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста:  «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.

6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.

3.Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159

1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

3. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

4. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

5. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» — 5%, а в возрастной группе 16-19 лет — 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

6. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

 

4.Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же- с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы .этносов? (Назовите четыре фактора.)

4. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.

5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

 

5.Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...»

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50

 

1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)

4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.

6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции

 

6.Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х го дов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют* среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208

1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

5. Михаил H. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, е точки зрения автора приведенного текста* к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы е таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.

 

Объясни

  1. Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?
  2. Ученые сделали попытку изучить воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Согласно их оценкам около 30% этого роста происходит за счет технического прогресса. Назовите другие факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда.
  3. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?
  4. Среди ответов учащихся 9 и 11 классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, например, такие: «Гуманность – это когда человек болеет за все»; «Когда человек не перекладывает все на других»; «Гуманность – это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; «Это лучшее из человеческих качеств, когда в любой ситуации этот человек – в лучшем смысле человек». Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия «гуманизм»? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма.
  5. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой считались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?
  6. .В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары, снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы существуют в мире?
  7. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии – институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?
Категория: Мои статьи | Добавил: K700 (16.04.2014)
Просмотров: 3189 | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Единый учебник по истории: ваше мнение
Всего ответов: 74
Сайты учителей
Банк Интернет-портфолио учителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024